Не делай (ничего не делай). Человек, имеющий такое приказание, во
взрослой жизни часто не знает, что ему нужно предпринять, постоянно ощущает
бесполезность своих действий и никогда ничего не предпринимает, чтобы изменить
своё положение.
Родитель, передавший это приказание, в Ребёнке страшится мысли, что его ребёнок
наделает вреда, если за ним постоянно не присматривать. Послание «Не делай»
означает: «Ничего не делай потому, что всё, что ты можешь сделать, настолько
опасно, что лучше вообще ничего не делать».
Не будь первым (не будь лидером, не высовывайся). Люди, имеющие такое
послание, боятся играть ведущую роль. Они теряются, когда их просят выступить
на собрании. Они могут успешно работать в роли подчинённых, при этом они не
добиваются продвижения по службе или отказываются от выгодного предложения.
Одним из вариантов этого приказание является послание: «Не проси того, что ты
хочешь».
В подобных случаях человек получил от своих родителей невербальное послание: «Я
буду терпеть тебя, если ты поймёшь, что ты и твои желания здесь ничего не
значат».
Не принадлежи. Человек, подчиняющийся этому приказанию, чувствует себя
чужаком среди людей, и поэтому его часто считают нелюдимым и замкнутым.
Родители такого человека могли культивировать это послание из-за своего
неумения общаться. В другом случае родители могли передавать ребёнку
невербальные послания, подкрепляя их затем вербальными посланиями, о том, что
он отличается от других детей. Родители могут так поступать из-за
национальности, здоровья или особенностей характера ребёнка.
Не будь близким. Это приказание может включать запрет на физическую
близость или может означать: «Не будь эмоционально близким». Подобные послания
обычно передаются из поколения в поколение в семьях, в которых не принято
физически ласкать друг друга или говорить о своих чувствах.
Родители могут передавать это послание и своим отказом от физического контакта
с ребёнком, хотя друг с другом и с другими людьми они ведут себя по-другому.
Один из вариантов «Не будь близким» является послание «Не доверяй». Человек,
имеющий такое приказание, будет постоянно подозревать окружающих его людей.
Даже если они будут хорошо к нему относиться, он всё равно будет считать, что
его отвергают. Если другой человек несмотря ни на что не отвергает его, он
может затеять ссору, а после разрыва сказать: «Я же говорил, что так и
выйдет!». Такое послание ребёнок получает в том случае, если один из родителей
или оба неожиданно уходит, умирает или надолго оставляет ребёнка. Часто
подобное приказание подкрепляется в дальнейшем попытками родителя обмануть,
оскорбить ребёнка или использовать его в своих интересах.
Не чувствуй себя хорошо (не будь здоровым). Это послание часто
получают дети, о которых заботятся намного больше во время их болезни, а в
остальное время ребёнок ощущает дефицит внимания. Это справедливо и для
психических расстройств: ребёнок может получать поглаживания лишь тогда, когда
ведёт себя как сумасшедший. В подобных случаях в своём Маленьком профессоре
ребёнок записывает следующее решение: «Для того, чтобы получать внимание, я
должен болеть». Во взрослой жизни человек, имеющий такое приказание, будет
применять сценарную стратегию заболеть, когда не всё идёт гладко дома или на
работе.
Не думай. Такое послание может передаваться истеричным родителем,
который, чтобы добиться своего, перестаёт думать и живёт чувствами. «Не думай»
может передать родитель, который не хочет думать о своих проблемах и в Ребёнке
боится, что родившийся сын или дочь, вырастая, будет видеть эти проблемы так,
что их придётся решать. Другими вариантами этого приказания являются послания
«Не думай о …» (сексе, деньгах и пр.) и «Не думай о своих проблемах, думай о
моих проблемах».
Не чувствуй. Чаще всего это послание получают дети, родившиеся в
семьях, где существует запрет на проявление каких-то чувств. Поэтому обычно это
приказание бывает более конкретным: «Не выходи из себя»; «Не испытывай печаль»;
«Не сердись» и пр.
В некоторых семьях «Не чувствуй» означает «Не испытывай физических (телесных)
ощущений». Если это приказание достаточно сильное, то оно может стать причиной
серьёзных проблем во взрослой жизни. Например, у ребёнка, получившего
приказание «Не испытывай голод» могут развиться болезни, связанные с
пищеварением. По мнению некоторых специалистов ТА, послание «Не испытывай
физических ощущений» лежит в основе ряда психозов. Одним из вариантов этого
приказания является послание: «Не чувствуй сам, чувствуй как я». При этом
родитель может, например, кормить ребёнка тогда, когда сам испытывает голод.
Связь между решениями и приказаниями. Как уже известно,
родительские приказания не могут заставить ребёнка написать сценарий каким-то
определённым образом. Один ребёнок воспринимает приказание в том виде, в
котором оно ему передалось, другой преобразует приказание, смягчая его пагубное
влияние, или может вообще не принять его. Например, маленький мальчик получил
от своей матери приказание «Не живи». Возможно, он воспримет данное приказание
буквально и покончит жизнь самоубийством. Причём самоубийство может быть явным
или произойти «случайно», в результате несчастного случая. Ребёнок может
принять решение сместить влияние приказания «Не живи», убив другого человека,
вместо того, чтобы покончить с собой.
У ребёнка всегда есть возможность трансформировать приказание с целью получения
позитивного, а не негативного результата. Например, мальчик, получивший
приказание «Не будь мальчиком, будь девочкой», может стать мужчиной, обладающим
многими позитивными качествами, которые обычно считаются «женскими», –
чувствительностью, привлекательностью, открытостью чувств.
Другой способ избежать влияния приказаний заключается в принятии сложных
решений. Обладая различными сценарными посланиями, ребёнок принимает решение,
покрывая при этом более пагубное приказание менее пагубным. Чаще всего дети
защищаются от приказания «Не живи». Например, Андрей получил от родителей не
только приказание «Не живи», но и послание «Не будь близким». Чтобы сохранить
свою жизнь, Андрей принял сложное решение: «Я буду жить, если не буду ни с кем
близок». Во взрослой жизни Андрею трудно давать или принимать поглаживания,
особенно физические. Он ни с кем не сближается и всегда скрывает свои чувства.
При этом Андрей не испытывает радости от подобного поведения, он чувствует себя
одиноким.
Для защиты от разрушительных приказаний ребёнок может использовать одного
родителя против другого. Это ещё одна стратегия на выживание. Например, Алексей
получил от отца приказание «Не живи», а от матери «Не думай». В этом случае его
проницательный Маленький профессор решил: «Пока я буду прикидываться дурачком
для матери, я могу не умирать для отца».
Иногда, чтобы сохранить свою жизнь, ребёнок может изменить своё решение,
принятое в младенческом возрасте на основании опасного приказания. В этом
случае он использует полученные в дальнейшем контрприказания. Например, Марина
в очень раннем возрасте получила приказание «Не живи», а позднее – сильное
контрприказание «Много работай!». Чтобы скрыть послание «Не живи», Марина
приняла сложное решение: «Пока я много работаю, я не умру».
Во взрослой жизни Марина днём и ночью пропадает на работе, не давая себе
никакого отдыха. Заработав язву желудка и гипертонию, Марина, по настоянию
врачей, берёт отпуск и переходит на менее напряжённую работу. Но отдыхать
Марина не может, она заполняет свой отпуск новыми делами, которые воспринимает
настолько серьёзно, что начинает работать ещё больше. Это происходит потому,
что Маленький профессор воспринимает отдых как угрозу для жизни. Сценарное
убеждение Марины заключается в следующем: «Теперь, когда я перестала много
работать, я должна слушаться приказания «Не живи». Построив таким образом
сценарий, Марина пришла к парадоксальному и неприятному результату. Неустанно и
много работая, Марина защищала свою жизнь. Однако, перерабатывая в течении
длительного времени, Марина получила сердечный приступ и умерла.
Бывают случаи, когда человек получает контрприказания, противоположные
сценарным приказаниям. Эти контрприказания не являются основными при написании
контрсценария, хотя и содержатся в нём. Такой человек может неожиданно
перестать следовать своим приказаниям и основным контрприказаниям, а начинает
жить в соответствии с этими второстепенными контрприказаниями. Создаётся
впечатление, будто человек освободился от сценария и контрсценария. На самом
деле, он продолжает следовать контрсценарию, хотя и сместил в нём акценты. Это
чаще всего случается в переходном возрасте, когда ребёнку надоедает следовать
сценарию. В дальнейшем он возвращается к своему основному контрсценарию и
сценарию. Такой сценарий, основанный на второстепенных контрприказаниях,
противоположных сценарным приказаниям, называется антисценарием.
7. Сценарный процесс.
Эрик Берн обнаружил, что существует всего лишь шесть основных паттернов
сценарного процесса, и разработал эти шесть типов осуществления сценария. В
дальнейшем в классификацию Берна были внесены некоторые изменения, в основном
Таиби Кейлером. В настоящее время выделяют следующие паттерны: Пока не; После;
Никогда; Всегда; Почти; Открытый конец.
Сценарий «Пока не» . Существуют многочисленные варианты этого
сценария, но в каждом содержится мысль о том, что нечто хорошее не случиться,
пока что-то менее хорошее не закончится. Например: «Когда я выйду на пенсию, то
смогу путешествовать»; «В другой жизни мне воздастся по заслугам»; «Когда дети
вырастут и покинут дом, у меня будет время отдохнуть и делать то, что я хочу».
Ожидая реализации своего «Пока не», человек день за днём проживает этот же
паттерн в течение коротких промежутков времени. Например, муж, имеющий такой
сценарий, может сказать: «Я сейчас приду и мы вместе посмотрим телевизор,
подожди, пока я вымою тарелки». Этот паттерн проявляется даже в структуре
употребляемых фраз: человек часто использует вводные предложения, прерывает
себя, чтобы вставить пришедшую на ум мысль.
В древнегреческой мифологии такой сценарий был у Геракла. Чтобы стать богом, он
должен был выполнить ряд трудных задач.
Сценарий «После» . Паттерн «После» представляет собой обратную сторону
процесса в сценарии «Пока не». Человек, выполняющий «После», следует девизам:
«Я могу радоваться сегодня, однако завтра должен буду за это заплатить»;
«Отличная вечеринка! Но завтра у меня будет болеть голова»; «После женитьбы
(замужества) жизнь состоит из одних обязательств»; «День начинается у меня
рано, но к вечеру я устаю».
Сценарий «После» напоминает миф о Домокле, греческом царе, который всё время
пировал, а над его головой на конском волоске висел меч. Однажды он взглянул
вверх, увидел меч и с тех пор не находил себе покоя, живя в постоянном страхе.
Сценарий «Никогда». Тема этого сценария следующая: «Я никогда не получу того,
чего больше всего хочу». Например, мужчина, живущий по такому сценарию, может
утверждать, что хочет иметь близкие взаимоотношения с какой-нибудь женщиной, но
никогда не ходил туда, где мог бы познакомиться с незнакомой женщиной.
Люди со сценарием «Никогда» похожи на Тантала, который был обречён
вечно испытывать муки жажды и голода. Стоя в бассейне, по краям которого
находится еда и кувшин с водой, он не может до них дотянуться. Тантал не
осознаёт, что ему лишь надо сделать шаг в сторону объекта желания.
Такие люди часто повторяются, изо дня в день говоря о своих трудностях.
Сценарий «Всегда» . Люди с таким сценарием задаются вопросом: «Почему
это всегда случается со мной?». Этому сценарию соответствует миф о Арахне –
мастерице вышивать. Она неразумно вступила в спор с богиней Минервой, вызвав её
на состязание по вышивке. Разгневанная богиня превратила её в паука,
обречённого вечно ткать свою паутину.
Женщина с таким сценарием может, например, выйти замуж за мужчину, который её
не вполне устраивает. Она будет часто жаловаться на его недостатки друзьям и в
результате разведётся. Но через некоторое время познакомит друзей с новым
женихом, который окажется копией первого мужа. Человек с таким сценарием может
проигрывать паттерн «Всегда», меняя неудовлетворительные взаимоотношения,
работу, место жительства на подобные. Одним из вариантов этого сценария
является сохранение первоначального неудовлетворительного положения вместо
того, чтобы достигнуть лучшего.
Проигрывая паттерн «Всегда» человек в своей речи использует характерную схему
предложений: он начинает говорить о чём-то одном, затем прерывает фразу и
говорит о чём-то другом, и так его мысль бесконечно перескакивает с одного
предмета на другой.
Сценарий "Почти" . Сизиф прогневал греческих богов и был
навечно обречён вкатывать на гору огромный камень. Когда он почти достигал
вершины горы, камень выскальзывал у него из рук и снова катился к подножью.
Подобно Сизифу, человек, имеющий сценарий «Почти», говорит: «В этот раз я почти
достиг своего».
В поведении для такого человека характерны следующие паттерны: он дочитывает
книгу почти до конца, оставляя последнюю главу; когда он моет машину, то
оставляет невымытыми колёса; он почти добивается повышения по службе, но на
решающем собеседовании не может проявить себя.
Существует несколько типов предложений, указывающих на наличие сценария
«Почти». Человек может начать какое-то предложение, не закончив его, перейти к
другой теме, которую доводит до конца. Или может сделать несколько
положительных высказываний, за которыми следует одно отрицательное.
Сценарий с открытым концом. Этот паттерн напоминает сценарии «Пока не»
и «После» тем, что в нём присутствует точка раздела, после которой всё
меняется: после этого момента время представляется пустотой. Например, выйдя на
пенсию, человек с таким сценарием хочет хорошо отдохнуть, но вместо этого
почему-то чувствует себя неспокойно, как будто часть жизненного плана утеряна,
и человек не знает что дальше делать.
Девиз открытого сценария: «Достигнув цели, я не знаю, что делать
дальше».
Этот сценарий напоминает миф о Филемоне и Баукисе, пожилой супружеской паре,
которые заслужили одобрение богов тем, что приютили их в обличии усталых
путников в своём доме, в то время как другие отказали им в пристанище. В
качестве награды за их доброту боги продлили им жизнь, превратив их в растущие
рядом деревья.
Каждый человек проявляет все шесть паттернов сценарного процесса.
При этом один из паттернов является доминирующим. Некоторые комбинируют в своём
поведении два паттерна. Обычно один из них главный, второй – подчинённый.
Например, человек, сочетающий в себе сценарии «Пока не» и «Никогда», следует
убеждению: «Мне нельзя веселиться, пока я не закончу работу. Но я никогда не
закончу её, поэтому никогда не смогу весело отдыхать».
Сценарный процесс является частью контрсценария, передаваемого от родителей к
детям путём копирования.
8. Драйверное поведение. Описание и специфика драйверов.
Следуя идее Берна о том, что сценарий может проигрываться в течение коротких
промежутков времени, Таиби Кейлер описал пять драйверов и установил связь драйверов
с сценарным процессом. Наблюдая за паттернами драйверов какого-нибудь человека
можно достаточно точно предсказать его сценарный процесс. Таким образом, умение
обнаруживать пять драйверных поведений даёт нам много информации о человеке за
короткий промежуток времени.
Драйверное поведение обычно проявляется от половины до одной секунды, поэтому
для его обнаружения необходима практика.
Будь лучшим.
Человек с этим драйвером будет часто употреблять вводные слова:
«Как я уже говорил,…»; «Можно сказать,…» и пр. Кроме этого, он будет
использовать слова и выражения, которые служат в качестве определителей, не
добавляя при этом ничего нового к тому, что уже было сказано. К ним относятся:
как бы то ни было, возможно, очевидно, несомненно, можно сказать, как мы видели
и пр. Другой характерный признак драйвера заключается в том, что человек может
раскладывать что-либо по пунктам.
Тон голоса: часто похож на Взрослого.
Жесты: считает на пальцах; подпирает рукой подбородок в манере
«мыслителя»; кончики пальцев касаются друг друга, образуя букву «Л».
Выражение лица: глаза смотрят вверх и в одну точку, как будто
пытается прочитать что-то на потолке.
Радуй других.
Слова: использует противопоставления типа «высокое – но –
низкое» в манере сценарного процесса «После»; часто задаёт вопросы типа
«Хорошо?», «У тебя нормально?», «Что-то вроде…?», «Типа…?».
Тон голоса: высокий, писклявый.
Жесты: разводит руками, кивает головой.
Положение тела: плечи приподняты, тело наклонено к
собеседнику.
Выражение лица: смотрит из-под бровей, немного опустив лицо.
Старайся.
Слова: часто употребляет слова «стараться», «пытаться»,
«пробовать». При таком использовании слово «пытаться» всегда означает: «Я
попробую это сделать, вместо того, чтобы сделать это».
Тон голоса: глухой и приглушённый.
Положение тела: такое же, как в драйвере «Радуй других»,
сутулится, руки на коленях.
Выражение лица: лицо напряжено, складки над переносицей.
Будь сильным.
Слова: человек с этим драйвером часто использует слова,
передающие мысль: «Я не могу нести ответственность за свои чувства и поступки,
т.к. они вызваны внешними причинами». Например: «Ты заставляешь меня
нервничать»; «Этот фильм мне надоел»; «Мне пришла в голову мысль…»; «Подобные
ситуации действуют на меня угнетающе». Человек редко говорит от первого лица.
Тон голоса: монотонный, ровный.
Жесты: отсутствуют.
Положение тела: руки переплетены на груди, одна нога на
другой, тело неподвижно.
Выражение лица: ничего не выражает.
Спеши.
Слова: спеши, быстрей, иди, пойдём, нет времени.
Тон голоса: отрывистый, говорит быстро, проглатывает слова.
Жесты: постукивает пальцами, топает ногой, качается, вертится,
постоянно поглядывает на часы.
Положение тела: характерного нет, создаётся впечатление, что
человек возбуждён.
Выражение лица: быстро меняющееся, преходящее в пристальный
взгляд.
Драйвер невозможно определить по одному признаку, необходимо обнаружить
несколько одновременных признаков. Каждый человек проявляет все пять драйверов,
однако, чаще всего, у человека один из драйверов проявляется чаще других. Обнаружив
главный драйвер, можно сделать вывод о типе главного сценарного процесса.
Драйверное поведение тесно связано с сценарным процессом потому, что само по
себе драйверное поведение является миниатюрным проигрыванием сценарного
процесса. Поэтому каждый раз, когда человек входит в драйверное поведение, то
за полсекунды проигрывает соответствующий паттерн сценарного процесса.
По мнению Таиби Кейлера, пять драйверов являются функциональными проявлениями
неблагополучных (не ОК) контрсценариев.
Например, в драйвере «Будь лучшим» человек подчиняется внутреннему
Родительскому голосу: «Ты будешь ОК лишь в том случае, если всё будешь делать
правильно (лучше других)».
В драйвере «Радуй других» человек проживает сценарий «После». При этом
Родительский голос твердит контрсценарий: «Ты ОК лишь тогда, когда радуешь
других людей». Из Адаптивного Ребёнка человек надеется, что радует всех. Однако
боится, что рано или поздно энергия радовать других иссякнет и на его голову
опустится домоклов меч.
Проявляя драйвер «Будь лучшим», человек настраивается на такое контрприказание:
«Ты ОК лишь тогда, когда скрываешь свои чувства и желания от других. Не давай
им повода думать, что ты слабый».
В драйвере «Пытайся» человек подчиняется Родительскому контрприказанию: «Чтобы
быть ОК, ты должен стараться всё делать хорошо и всегда выглядеть деловым». В
своём Адаптивном Ребёнке человек знает, что он не может действовать, т.к.,
закончив дело, не сможет больше предпринять усилия для его успешного
выполнения. Пытаясь выполнить что-либо, он на самом деле ничего не делает.
Драйверы отражают позицию условного ОК (благополучия), поскольку жизненная
позиция человека, находящегося в драйвере сводится к следующему: «Я ОК до тех
пор, пока я …лучше всех, радую других и т.д.». При этом драйвер даёт разрешение
не выполнять разрушительных приказаний сценария. Например: «Пока я в драйвере,
я могу не подчиняться приказанию «Не живи». Следовательно, драйверы можно
рассматривать как стратегию выживания ребёнка во время формирования сценария.
Источник:
Персональный сайт Ирины Летовой