Трансактный
анализ - это одна из самых понятных, интересных и эффективных
психологических моделей, которую с успехом применяют ведущие психологи,
психотерапевты, бизнес-консультанты во всём мире. Трансактный анализ
(ТА) – это теория человеческой личности, социального взаимодействия и
система психотерапии, основанная Эриком Берном и развитая позднее другими исследователями.
Школа трансактного анализа имеет два своих фирменных критерия:
понятность и прозрачность. Понятность – это не только доступность
материала людям с различным уровнем образования, социального положения
и возраста, но также и умение говорить о сложных психических или
социальных явлениях простым языком. Другой критерий – прозрачность
предполагает честность психологических стратегий и отсутствие
какого-либо намека на манипулятивность, столь характерную для многих
современных направлений психологии управления и коммуникации.
Мы очень надеемся, что материалы сайта окажутся полезными для Вас.
Читайте, изучайте, делитесь своими вопросами, мыслями и идеями на
форуме!
Метод: ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ
Родитель, Взрослый, Ребенок – по мнению психотерапевта Эрика Берна, они
есть в каждом из нас. Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять,
почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми и почему они
по-разному ведут себя с нами. Как мы общаемся? с одними людьми говорим
спокойно и уверенно, поучаем других, а от третьих чего-то возмущенно
требуем. Американский психотерапевт Эрик Берн предположил, что так в
разные моменты нашей жизни и в разных ее ситуациях проявляются три
состояния нашего «я»: Родитель, Взрослый и Ребенок. Берн разработал
психотерапевтический метод, который позволяет проанализировать
поведение и узнать, почему мы часто не понимаем своих коллег, детей или
друзей, и что надо сделать для того, чтобы изменить это положение.
"Жизнь - театр, и все мы в нем актеры". Это сказал Шекспир.
Абсолютная точность этого определения не удивительна - ведь оно
принадлежит гению, и кроме того, многократно проверена временем.
Задумываемся ли мы о том, что за репертуар у этого театра, в каких
спектаклях мы заняты, на каких ролях, и какому амплуа следуем? Вполне
возможно, что на определенных этапах - да. Но насколько мы
ориентируемся в предмете, чтобы подвергать его анализу?....
Психологи, следуя совету другого гения - Эйнштейна, делают порой
потрясающе интересные открытия, задавая детские вопросы о давно
известных (якобы!) вещах, которые считаются банальными. Так возникла
теория жизненных сценариев, которая помогает многое объяснить
относительно цели, места и вероятного развития событий в жизни
человека, а значит, делает шире возможности личностного роста и
перспективы самореализации.
Опубликованный на нашем сайте Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности
оказался очень востребованным и популярным в Рунете. Ежедневно его
проходят от 3 до 5 тысяч человек. В этой статье мы хотели бы дать
некоторые пояснения, которые могут оказаться полезными для понимания,
что именно показывают результаты теста и как интерпретировать
полученные числовые значения эго-состояний.
Оценочные беседы (собеседования) с работающими сотрудниками еще
только начинают входить в арсенал HR-а. В связи с этим каждая компания
методом проб и ошибок пытается выработать свой уникальный подход к
этому новому виду оценки персонала. Сегодня практическим опытом
проведения оценочных бесед делится Руслан МАНСУРОВ, кандидат
экономических наук, заместитель генерального директора по управлению
персоналом ОАО «Нэфис-Косметикс» (г. Казань).
Вся история человечества это история конфликтов. Одни считают их
однозначно негативным явлением, другие вполне естественным и даже в
чем-то позитивным фактором, дающим импульс к развитию. В любом случае
специалист по персоналу не может себе позволить быть безмолвным
свидетелем происходящих в организации неурядиц. Как менеджер, он должен
уметь анализировать их и управлять ими и, конечно, научить линейных
руководителей держать ситуацию под контролем.
Полное преобладание компонента при блокировке других
Родитель
Дает
возможность эффективно действовать в качестве реальных родителей. Осуществляет
автоматические реакции и решения. Уменьшает тревогу. Сохраняет моральные и
этические нормы. Сохраняет и передает традиции культуры. Является
воспроизведением реальности первых 6-8 лет жизни.
Нахмуренный
лоб, поджатые губы, указующий перст, руки на бедрах, на груди, заламывание
рук, жесты запрещения, отказа.
Прелесть,
сынок, безобразие, низкий, вульгарный, отвратительный, прекрати раз и
навсегда, ни за что на свете, оценочные суждения.
Искореняет
все, что напоминает детскую радость. Живет и действует согласно
установившимся шаблонам. Воспринимаем
враждебно любые изменения.
Взрослый
Производит
объективную обработку информации, высчитывает вероятности, существенные для
взаимодействия с миром и удовлетворения своих потребностей. Регулирует
деятельность Родителя и Ребенка, осуществляет объективное посредничество
между ними. Формирует «Я – Образ». Является воспроизведением опыта,
приобретенного в течение всей жизни.
Конструктивный, способный, экономный.
Человек
рациональный, объективный. Формально лишенный этических ценностей и
убеждений, не способный к жизнерадостности и другим проявлениям эмоций.
Ребенок
Его сферы –
интуиция, порыв, радость, очарование, подражание, любопытство,
поддразнивание, испуг, страх, опрометчивые поступки и все биологическое,
инстинктивное. Нуждается в защите и ощущении безопасности. Является
проявлением внутренней реальности первых 6-8 лет жизни.
Выражение
застенчивости, хитрости, любопытства, страха, улыбка, смех.
Восклицания, клятвы, ругательства,
междометия.
Получает от
жизни много радостей и не занимается рациональным формированием и
использованием ресурсов. Подвергается множеству опасностей. Не интересуется
последствиями своего поведения, хочет лишь развлекаться и играть.
Эго-состояние
Тип поведения
Контролирующий родитель (КР)
Контролирующий, авторитарный, ориентируется на себя (окружающие, подчиненные, студенты – непослушные дети).
Воспитывающий родитель (ВР)
Заботящийся, авторитарный, ориентируется на себя (окружающие, подчиненные, студенты – слабые дети, нуждаются в защите).
Взрослый (В)
Демократичный (как в общении, так и в принятии решений), ориентируется на информацию. Всегда деловит.
Свободное дитя (СД)
Демократичный в общении, но может быть непоследовательным в принятии
решений или не доводить их до реализации (внезапно отказаться от
контакта, - «сбежать», и т.п.).
Бунтующее дитя (БД)
Эмоциональный, изменчивый, непоследовательный (его стиль зависит от его настроения). Может «взорваться».
Адаптивное дитя (АД)
Либеральный стиль (мягкость, непоследовательность, неумение настоять на своем, ориентируется на мнение окружающих).
Материалы с сайта http://transactional-analysis.ru/