Трансактный анализ - это одна из самых понятных, интересных и эффективных психологических моделей, которую с успехом применяют ведущие психологи, психотерапевты, бизнес-консультанты во всём мире. Трансактный анализ (ТА) – это теория человеческой личности, социального взаимодействия и система психотерапии, основанная Эриком Берном и развитая позднее другими исследователями.
Школа трансактного анализа имеет два своих фирменных критерия: понятность и прозрачность. Понятность – это не только доступность материала людям с различным уровнем образования, социального положения и возраста, но также и умение говорить о сложных психических или социальных явлениях простым языком. Другой критерий – прозрачность предполагает честность психологических стратегий и отсутствие какого-либо намека на манипулятивность, столь характерную для многих современных направлений психологии управления и коммуникации.
Мы очень надеемся, что материалы сайта окажутся полезными для Вас. Читайте, изучайте, делитесь своими вопросами, мыслями и идеями на форуме!
Метод: ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ |
Родитель, Взрослый, Ребенок – по мнению психотерапевта Эрика Берна, они есть в каждом из нас. Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми и почему они по-разному ведут себя с нами. Как мы общаемся? с одними людьми говорим спокойно и уверенно, поучаем других, а от третьих чего-то возмущенно требуем. Американский психотерапевт Эрик Берн предположил, что так в разные моменты нашей жизни и в разных ее ситуациях проявляются три состояния нашего «я»: Родитель, Взрослый и Ребенок. Берн разработал психотерапевтический метод, который позволяет проанализировать поведение и узнать, почему мы часто не понимаем своих коллег, детей или друзей, и что надо сделать для того, чтобы изменить это положение. | |
Подробнее... |
Сказка про нас |
"Жизнь - театр, и все мы в нем актеры". Это сказал Шекспир. Абсолютная точность этого определения не удивительна - ведь оно принадлежит гению, и кроме того, многократно проверена временем. Задумываемся ли мы о том, что за репертуар у этого театра, в каких спектаклях мы заняты, на каких ролях, и какому амплуа следуем? Вполне возможно, что на определенных этапах - да. Но насколько мы ориентируемся в предмете, чтобы подвергать его анализу?.... Психологи, следуя совету другого гения - Эйнштейна, делают порой потрясающе интересные открытия, задавая детские вопросы о давно известных (якобы!) вещах, которые считаются банальными. Так возникла теория жизненных сценариев, которая помогает многое объяснить относительно цели, места и вероятного развития событий в жизни человека, а значит, делает шире возможности личностного роста и перспективы самореализации. |
|
Подробнее... |
Что означают результаты теста? |
Опубликованный на нашем сайте Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности оказался очень востребованным и популярным в Рунете. Ежедневно его проходят от 3 до 5 тысяч человек. В этой статье мы хотели бы дать некоторые пояснения, которые могут оказаться полезными для понимания, что именно показывают результаты теста и как интерпретировать полученные числовые значения эго-состояний. |
|
Подробнее... |
Ребенок, Взрослый, Родитель: управляем организационными конфликтами |
Оценочные беседы (собеседования) с работающими сотрудниками еще только начинают входить в арсенал HR-а. В связи с этим каждая компания методом проб и ошибок пытается выработать свой уникальный подход к этому новому виду оценки персонала. Сегодня практическим опытом проведения оценочных бесед делится Руслан МАНСУРОВ, кандидат экономических наук, заместитель генерального директора по управлению персоналом ОАО «Нэфис-Косметикс» (г. Казань). Вся история человечества это история конфликтов. Одни считают их
однозначно негативным явлением, другие вполне естественным и даже в
чем-то позитивным фактором, дающим импульс к развитию. В любом случае
специалист по персоналу не может себе позволить быть безмолвным
свидетелем происходящих в организации неурядиц. Как менеджер, он должен
уметь анализировать их и управлять ими и, конечно, научить линейных
руководителей держать ситуацию под контролем. |
|
Подробнее... |
Характеристики
эго-состояний
Название |
Основные
функции |
Мимическое
выражение |
Характерная
лексика |
Полное преобладание компонента при блокировке других |
Родитель |
Дает
возможность эффективно действовать в качестве реальных родителей. Осуществляет
автоматические реакции и решения. Уменьшает тревогу. Сохраняет моральные и
этические нормы. Сохраняет и передает традиции культуры. Является
воспроизведением реальности первых 6-8 лет жизни. |
Нахмуренный
лоб, поджатые губы, указующий перст, руки на бедрах, на груди, заламывание
рук, жесты запрещения, отказа. |
Прелесть,
сынок, безобразие, низкий, вульгарный, отвратительный, прекрати раз и
навсегда, ни за что на свете, оценочные суждения. |
Искореняет
все, что напоминает детскую радость. Живет и действует согласно
установившимся шаблонам. Воспринимаем
враждебно любые изменения. |
Взрослый |
Производит
объективную обработку информации, высчитывает вероятности, существенные для
взаимодействия с миром и удовлетворения своих потребностей. Регулирует
деятельность Родителя и Ребенка, осуществляет объективное посредничество
между ними. Формирует «Я – Образ». Является воспроизведением опыта,
приобретенного в течение всей жизни. |
Конструктивный, способный, экономный. |
Человек
рациональный, объективный. Формально лишенный этических ценностей и
убеждений, не способный к жизнерадостности и другим проявлениям эмоций. |
|
Ребенок |
Его сферы –
интуиция, порыв, радость, очарование, подражание, любопытство,
поддразнивание, испуг, страх, опрометчивые поступки и все биологическое,
инстинктивное. Нуждается в защите и ощущении безопасности. Является
проявлением внутренней реальности первых 6-8 лет жизни. |
Выражение
застенчивости, хитрости, любопытства, страха, улыбка, смех. |
Восклицания, клятвы, ругательства,
междометия. |
Получает от
жизни много радостей и не занимается рациональным формированием и
использованием ресурсов. Подвергается множеству опасностей. Не интересуется
последствиями своего поведения, хочет лишь развлекаться и играть. |
Эго-состояние |
Тип поведения |
Контролирующий родитель (КР) |
Контролирующий, авторитарный, ориентируется на себя (окружающие, подчиненные, студенты – непослушные дети). |
Воспитывающий родитель (ВР) |
Заботящийся, авторитарный, ориентируется на себя (окружающие, подчиненные, студенты – слабые дети, нуждаются в защите). |
Взрослый (В) |
Демократичный (как в общении, так и в принятии решений), ориентируется на информацию. Всегда деловит. |
Свободное дитя (СД) |
Демократичный в общении, но может быть непоследовательным в принятии решений или не доводить их до реализации (внезапно отказаться от контакта, - «сбежать», и т.п.). |
Бунтующее дитя (БД) |
Эмоциональный, изменчивый, непоследовательный (его стиль зависит от его настроения). Может «взорваться». |
Адаптивное дитя (АД) |
Либеральный стиль (мягкость, непоследовательность, неумение настоять на своем, ориентируется на мнение окружающих). |
Материалы с сайта http://transactional-analysis.ru/