Главный принцип Бодинамики в том, человек – социальное существо, движимое глубинным стремлением к контакту и связи с другими, без потери чувства гордости и собственного достоинства. Лизбет Марчер назвала это Взаимосвязью. Поведенческие расстройства взрослых часто уходят корнями в нарушения здоровой Взаимосвязи, которые случались у клиента в детстве в течение одного или нескольких этапов развития.
Развитие ребенка – удивительный и сложный процесс. Помимо общепризнанных вех физического развития, таких как сидение, ползание на животе, ползание на четвереньках и хождение, ребенок проходит определенные этапы психологического и эмоционального развития, в которых движущей силой является стремление ребенка быть в глубокой Взаимосвязи с другими и с миром. Следовательно, на развитие ребенка будут влиять стрессы (нормальные и/или необычные) и травмы, которые он испытывает в процессе роста. В случае если усилие ребенка по установлению Взаимосвязи фрустрируются, его тело и ум выстраивают защиты, которые можно наблюдать и в теле и в особенностях личности. Позднее, ранние защиты становятся базисом для возникновения паттренов для построения межличностных взаимоотношений, которые часто приводят к возникновению новых защит.
Система Бодинамики опирается на предпосылку, что защиты служат определенной цели и их нельзя просто так разрушать. Защиты часто мучительны, но в то же время они представляют собой стратегии творческого выживания. Принятие в расчет лишь этого факта позволяет нам заботиться о себе самих и о других, какими мы есть – и не стремиться сделать себя или ближних «такими, какими мы должны быть».
Когда клиент чувствует поддержку и получает новый опыт и новые импринты здоровых связей, он получает новые ресурсы и ему больше не нужно хвататься за старые способы защиты. Таким образом, необходимость их использовать исчезает естественно.
О ключевых Бодинамических понятиях Взаимосвязи и Собственного Достоинства.
Бодинамический анализ всегда держит в фокусе внимания взаимодействие и глубинный баланс между Взаимосвязью, с одной стороны, и Достоинством, с другой. Защиты структур характера возникают из глубинного стремления ребенка установить наилучшую из возможных Взаимосвязь со значимыми людьми – иногда ценой потери собственного Достоинства.
Говоря от первого лица, так же как я могу поддерживать или разрушить Взаимосвязь, я могу сохранять мое Достоинство или отказаться (отречься) от него. Чтобы сохранять собственное Достоинство во взаимодействиях с другими, я должен уважать себя самого, чтобы то, как я живу, мои чувства и мои действия были в гармонии с моей глубинной сущностью – с моими истинными потребностями, импульсами, предпочтениями, желаниями и взглядами.
Собственное достоинство я могу потерять, когда мои взаимодействия с другим человеком или людьми становятся слишком трудными (невыносимыми), и я должен внутренне выйти из контакта, разрушить Взаимосвязь – но я не могу. Вместо этого, я сохраняю взаимосвязь, но мне приходится отказаться от собственного достоинства.
Бодинамическая модель Структур Характера это, между прочим, энциклопедия позиций структур характера, которая объясняет, почему и как человек избирает сохранять Взаимосвязь за счет Достоинства, чтобы остаться в контакте с человеком или с ситуацией, которые он не может выносить (терпеть), потому что в этом случае потеря связи слишком пугает, в то время как потеря достоинства оказывается более предпочтительным из двух нежелательных выборов.
И наоборот, каждый человек в определенных случаях уходил из контакта, который был слишком труден для него, для того чтобы сохранить свое собственное достоинство. Это объясняет и другу крайность поведения людей, которую мы часто наблюдаем: никакой Взаимосвязи и много собственного Достоинства в полном одиночестве.
Бодинамическая система считает приоритетными осознанные выборы в нашем взаимодействии и в наших способах устанавливать связь, так чтобы нам не приходилось идти на компромисс со своей глубиной целостностью – чтобы не расплачиваться собственным достоинством за право иметь контакт. Мы учимся устанавливать и поддерживать равновесие, которое включает глубокий контакт с другими людьми, и в то же время мы чтим нашу Личность, сохраняя наше Достоинство.
Вот что сказал об этом Мартин Лютер Кинг:
В действительности все в жизни взаимосвязано.
Все люди оказались в сетях взаимосвязанности, из которых не сбежишь,
Связанные едиными одеждами судьбы.
То что влияет на одного прямо, воздействует на всех косвенно.
Я никогда не стану тем, кем должен быть, пока ты не станешь тем, кем должен
быть ты,
А ты никогда не станешь тем, кем ты должен быть, пока я не стану тем, кем
должен быть я.
Это взаимосвязанная структура реальности.
Структуры характера
Структуры характера и модель развития
Известный последователь Райха Др. Дэвид Боаделла, основатель системы Биосинтеза (и бывший президент Европейской Ассоциации Телесной Психотерапии – ЕАВР) назвал Лизбет Марчер «скандинавской наследницей Вильгельма Райха» и описал Бодинамическую модель Структур Характера как «одну из наиболее совершенных моделей, которые созданы новым поколением телесных психотерапевтов Европы», интегрировавшую идеи Вильгельма Райха, Фрэнка Лэйка, Алекскандра Лоуэна и других теоретиков.
Согласно Системы Бодинамики, ребенок в своем развитии проходит через специфические перекрывающиеся фазы, начиная со второго триместра беременности и до возраста 12 лет. Подростковый возраст мы также рассматриваем как особый период личностного развития и также признаем, что позже в жизни личность проходит через серию фаз развития взрослого, которые пересекаются и взаимодействуют со Структурами Зарактера, которые сформировались в детстве и в подростковом возрасте.
Структура характера |
Возраст |
Основная тема развития |
Существование |
2-й триместр беременности – 3 месяца после рождения |
Право на существование и на безопасный контакт, другие темы, связанные с импринтом рождения |
Потребность |
Рождение – 1,5 лет |
Право ощущать собственные потребности и заявлять о них |
Автономия |
8 месяцев – 2,5 года |
Способность ощущать собственное любопытство, стремление исследовать мир, сохраняя контакт и получая поддержку, когда это необходимо |
Воля |
2 – 4 года |
Способность планировать, определять приоритеты и совершать выборы, использовать собственную силу, совершая действия |
Любовь-Сексуальность |
3 – 6 лет |
Способность поддерживать баланс между любовью и чуственностью-сексуальностью; также способность создавать альянсы и осваивать семейные роли |
Мнения |
5 – 9 лет |
Способность формулировать и выражать собственное мнение, включая нормы, ценности и правила. |
Солидарности – Проявления себя |
7 – 12 лет |
Способность проявлять себя наилучшим образом и в то же время помогать и поддерживать всех членов группы и группу в целом с целью оптимального функционирования. |
Пубертат |
11 – 21 год |
Время принятия решений и повторного прохождения через все вышеперечисленные темы |
Позиции в Структурах характера
Мы различаем три возможных позиции – они выделяются для каждой Структуы Характера с ее главной темой и их формирование зависит от особенностей взаимодействия ребенка и родителей:
- Для того чтобы ребенок мог быть «собой истинным», в ранних детских структурах родительское воспитание должно быть адекватным – «достаточно хорошим», в терминах Винникотта; для более поздних структур социальное окружение играет почти такую же важную роль, как и родители. Хорошее воспитание и окружение обеспечивают ребенку способность устанавливать глубокую Взаимосвязь. В то же время он ли она сумеют развить навыки, соответствующие каждому этапу развития и станут тем, кого мы называем «ресурсным» или, иными словами, здоровым.
- Если есть тяжелые или ранние нарушения в течение определенного этапа, ребенок с большой вероятностью откажется от импульсов к действию и чувствованию в том виде, в котором они соответствуют данному этапу. Действия и чувства будут иметь тенденцию к «невыражению», будут оставаться не замеченными или удерживаться. Во взрослом возрасте они будут предсознательными или пребывать вне осознания. Эту позицию мы называем «Ранней». Это начало психологического смирения (отчаяния , покорности, сдачи)
- Если на определенном этапе нарушения менее тяжелые или они случились не в начале данного возрастного периода, у человека будет наблюдаться тенденция сдерживать импульсы к действию или к выражению чувств, или же действия и чувства будут подчинены шаблону. Эту позицию мы называем «Поздней» - это начало психологических защит (часто называется ригидностью).
И ранняя и поздняя позиции влекут за собой нарушения личности и отношений. К примеру, в структуре Потребности смирившаяся (коллапсировавшая) или ранняя позиция названа позицией ОТЧАЯНИЯ; ригидная или поздняя позиция названа позицией НЕДОВЕРИЯ; здоровая или сбалансированная позиция названа позицией УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ.
Представьте себе младенца, чье выживание зависит от того, как удовлетворяются его базовые потребности. Если такой ребенок не получит изначального опыта безопасного удовлетворения собственных базовых потребностей, он провалится в глубокое отчаяние. Случается и так, что часть потребностей младенца удовлетворяется, а часть – нет. Такой ребенок может стать недоверчивым по отношению к тем, кто заботится о нем. Ребенок же, чьи потребности удовлетворялись «достаточно хорошей» матерью, будет вероятнее всего ощущать себя удовлетворенным; и не имеет значения, о чем речь, о контакте, о еде, о безопасности, о любви, игре или о смене пеленок.
В то время как большинство психотерапевтических школ придерживались райхианской концепции защит или ригидности, бодинамическая система обнаружила ее практические ограничения. Очень часто клиенты, которым предлагали в одиночку работать с защитами, регрессировали в области жизненной функциональности. Заметив это, пионеры бодинамическох исследований досконально изучили паттерны мышечных ответов и в результате сформулировали концепцию гипотоническиого и нейтрального ответа мышцы.
В то время как большинство школ, казалось, игнорировали возможность гипотонического отказа (ухода, смирения), команда бодинамистов была одной из первых, кто принял Телесно-Динамический подход. Исследователи-практики старались поддержать гипо-отвечающие мышцы – теперь мы называем это выстраиванием (увеличением, наполнением) ресурсов – так, чтобы мышцы с гипер-ответом могли расслабиться и стать ближе к нейтральным. В результате, как правило, вся системаприходила к более уравновешенному интегрированному состоянию.
Концепция гипо-ответа в системе Бодинамики уникальна. Гипо-отвечающие мышцы нуждаются в поддержке и контакте, чтобы «повзрослеть». «Нейтральный» мышечный ответ – также уникальное изобретение Бодинамической системы. Мышцы с нейтральным ответом поддерживают развитие новых психологических ресурсов а также доступ к большему количеству жизненных выборов.
Информация с сайта http://bodynamic.org.ua