|
Психологические функции мышц Автор: Марк Сандомирский
Название статьи конечно же метафора - более предметно можно говорить о
личностно-психологических соответствиях состояния ряда мышечных групп.
Соответствия же эти, несмотря на индивидуальную изменчивость,
достаточно повторяемы и связаны с закономерностями возрастного
психомоторного и личностного развития, с их параллелизмом (см.
"Телесную психокоррекцию" М. Сандомирский).
Итак, начнем с того, что в классическом психоанализе показателем
душевного здоровья человека считается сила Эго, а целью терапии —
воспитание зрелого Эго. По аналогии с этим в бодинамическом анализе
вводится понятие телесного Эго, функциями которого являются: - мышление;
- эмоциональный контроль;
- жизненная позиция (убеждения и стереотипы поведения);
- баланс «Я» (внутренний психологический баланс между «Я» и «другими», между чувствами и разумом);
- приближение/отдаление (внешний баланс в отношениях с людьми);
- отношения с окружающими людьми;
- центрирование (самоуважение);
- заземление и тестирование реальности;
- формирование границ (ассертивность);
- самовыражение.
Зрелое телесное Эго является условием как психологической, так и
социально-психологической адаптации. На его основе выстраивается
целостность, единство человека как с самим собой, так и с другими
людьми, являющееся отражением общечеловеческой взаимосвязи. Термин «бодинамический» (bodynamic) образован от слияния двух корней: тело (body) + изменение (dynamics).
Тем самым можно расшифровать его как «бодидинамический» анализ или
анализ телесного развития. В основе метода лежат представления
психологии возрастного развития, анатомии и возрастной физиологии
нервно-мышечной системы, описывающие динамику телесного развития
ребенка, ее параллелизм с развитием личностным. Разработан метод
датским психотерапевтом Л. Марчер (Lisbeth Marcher), последовательницей В. Райха, опиравшейся на его представления о «мышечном панцире». Из
представления о телесности Эго, о телесной «привязке» тех или иных
личностных качеств вытекает и метафорическое представление о
психологических функциях отдельных мышц или мышечных групп, которые
лежат в основе телесно-психического единства. Если это представление
признается верным, то справедливо и противоположное: через нормализацию
состояния мышц может осуществляться коррекция психологических проблем
(принцип обратной связи). Диагностика же состояния отдельных мышц может
использоваться для диагностики психологических проблем. Л.
Марчер подошла к описанию формирования структуры характера на телесном
уровне как составной части психомоторного развития, а на
психологическом уровне — как закономерно развивающейся во времени
последовательности альтернативных выборов (табл. 2), формирующих
структуру личности. Соответствующие этим наиболее общим выборам частные
личностные свойства как бы запечатлеваются в мышцах (см. табл. 1). |
Страница 2 из 5 Таблица 1. Метафорические психологические функции мышц по Л. Марчер Группы мышц | Психологические функции мышц | Голова, шея | Мимические мышцы в целом | Выражение чувств, социальные контакты | Мышцы вокруг глаз | Направленность внимания и краткосрочное планирование | Мышцы области рта и язык | Эмоциональное принятие | Мышцы передней поверхности шеи | Речевое самовыражение | Мышцы задней поверхности шеи | Сила воли, гордость, ориентация в обстоятельствах | Плечевой пояс и руки | Разгибатели и сгибатели плеча, а также мышцы, приводящие и отводящие плечо | Личное пространство в отношениях | Мышцы, поднимающие плечо | Способность нести психологическую «ношу» | Ротаторы плеча | Самозащита и способность принимать поддержку от других | Разгибатели предплечья | Отталкивание, удерживание на дистанции | Сгибатели предплечья | Привлечение и удержание | Ротаторы предплечья | Брать и отдавать | Сгибатели и разгибатели запястья | Позиционирование или социальный контроль поведения | Мышцы, противопоставляющие большой палец и мизинец | Обострение восприятия; письменная речь | Разгибатели пальцев | Тонкое приспособление (изменение границ); умение «отпускать от себя» | Сгибатели пальцев | Прикосновение, изучение и удержание; способность брать и отдавать | Туловище | Мышцы передней области грудной клетки (большая и малая грудная и передняя зубчатая мышцы) | Ощущение собственной ценности и личной силы (как в поверхностных, так и в глубинных контактах) | Межреберные мышцы (первичные дыхательные мышцы) | Ощущение полноты бытия, «пространство дыхания» | Диафрагма (вторичная дыхательная мышца); поверхностные мышцы живота | Эмоциональный самоконтроль; удержание и «переваривание» эмоций | Большая и малая поясничные мышцы | Интимная привязанность | Разгибатели туловища (позвоночника) | Способность противостоять эмоциональным и физическим стрессорам | Квадратная мышца поясницы | Баланс между ориентацией на собственные чувства или на эмоции окружающих | Мышцы тазового дна | Сексуальные чувства | Ноги | Сгибатели бедра | Инициация движения вперед и психологического контакта | Разгибатели бедра | Самоутверждение, способность «стоять на своем» | Ротаторы бедра | Сексуально-чувственное самоосознавание | Мышцы, приводящие бедро | Интимные и чувственные контакты | Разгибатели голени | Персональные границы во взаимоотношениях | Сгибатели голени | Выбор направления и контроль движения вперед | Малоберцовая мышца | Персональный баланс в групповом взаимодействии | Разгибатели стопы и пальцев | Контакт с реальностью | Сгибатели стопы | Самоутверждение, способность «крепко стоять на ногах» | Сгибатели пальцев | Ощущение контакта с землей |
Бодинамический
анализ внес существенные дополнения в райховские представления о
структуре характера и «мышечном панцире». В телесной психотерапии
структура характера первоначально понималась, по сути, как набор
подсознательных, иррациональных стереотипов поведения в стрессовых
ситуациях — набор, который формируется у каждого человека, начиная с
раннего возраста (именно с воспроизведением детского опыта и связаны
элементы иррациональности). При этом складывается он во многом
стихийно, под влиянием обстоятельств (уточним: возможно, и путем
подражания окружающим). Набор типичных психологических защит
составляет, по Райху, «панцирь характера», а их отражение в виде
участков повышенного мышечного тонуса — «мышечный панцирь». При
этом, по мысли Л. Марчер, в процессе развития различные группы мышц
«созревают» в разное время. И психомоторное развитие представляется как
последовательное «созревание» определенных мышц (и освоение связанных с
ними движений). Под «созреванием» здесь имеется в виду достижение такой
степени зрелости нервно-мышечного аппарата, которая делает активность
данной мышцы в полной мере доступной сознательному контролю. Переход
мышцы в «зрелое» состояние связан с конкретным возрастным периодом,
причем ограниченным достаточно узкими временными рамками. Это так
называемый критический или сензитивный период развития, с которым также
ассоциируется неизгладимый опыт, приобретенный в ситуации первичного
научения (импринт). Когда
ребенок сталкивается с психотравмирующими ситуациями, то возникают две
проблемы. Во-первых, нарушение психомоторного развития, его частичная
задержка на данном возрастном этапе (телесный аналог фрейдовской
фиксации). Поначалу она призвана играть защитную роль, но в дальнейшем
становится «тормозом» дальнейшего развития, основой комплекса
неполноценности. Во-вторых, возникающий импринт, как правило, содержит
биографические сцены, насыщенные травматичными переживаниями. Хотя эти
воспоминания и подвергаются вытеснению, но вследствие того, что
подобная защита не является абсолютной, они создают своего рода
«ахиллесову пяту», островки повышенной психологической уязвимости в
структуре личности. Связанные же с «проблемными» мышцами
кинестетические ощущения частично вытесняются, становятся недоступными
для сознания. аблица 2. Периодизация возрастного психологического развития по Л. Марчер Этап развития | Возрастные границы | Психологическое содержание | Существование | Внутриутробный период и до 3 месяцев после рождения | Связь с матерью | Потребность | От 1 месяца до 1,5 лет | Интернализация чувства заботы со стороны окружающих, удовлетворения потребностей | Автономия | От 8 месяцев до 2,5 лет | Самостоятельное передвижение и общение с окружающими | Воля | От 2 до 4 лет | Способность добиваться цели и оказывать влияние на окружающих | Любовь | От 3 до 6 лет | Способность к поддержанию сердечных отношений | Формирование мнения | От 5 до 8 лет | Становление логического мышления, способности принимать решения на основе норм культуры | Коллективизм | От 7 до 12 лет | Способность быть членом группы/общества | Отсюда
вытекают две задачи телесной психотерапии. Тактическую задачу
составляет выявление мышечных «блоков»; задачу же стратегическую,
осуществляемую на основе устранения этих «блоков», — развитие
недостающих телесно-психологических ресурсов. Начальным этапом работы с
пациентом является телесная диагностическая процедура — составление
индивидуальной мышечной «карты». При подобном картировании проводится
исследование около 200 мышц. При этом, в отличие от традиционной
телесной терапии, анализируется не только статическая, «механическая»
характеристика — мышечный тонус (то есть состояние мышцы в покое), но и
динамическая характеристика состояния мышцы. Это так называемая
реактивность, то есть рефлекторный ответ мышцы на ее механическую
ручную стимуляцию — пальпацию. Подобный ответ мышцы можно сравнить с
каналом обратной связи, с сигналом подсознания о
приемлемости/неприемлемости данного телесного контакта. Если тонус
мышцы и ее реактивность соответствуют срединному диапазону на условной
шкале (диапазон нормы), то считается, что данная мышца находится в
ресурсном состоянии. Иначе ее состояние расценивается как отклонение от
нормы — соответственно гипо- или гиперреактивность. Сопоставление
со схемой возрастного психомоторного развития позволяет предположить, в
каком возрасте произошли психотравмирующие ситуации, повлиявшие на
состояние мышц. Психологическая травма, перенесенная в течение
критического периода возрастного развития либо в еще более в раннем
возрасте, проявляется в гипотонусе (гипореактивности) соответствующей
мышцы. Если же психотравма имела место в более старшем возрасте, то ее
результатом становится мышечный гипертонус (гиперреактивность). В
отличие от райховского подхода, бодинамический анализ отказывается от
попыток насильственного снятия «мышечного панциря», чтобы не оставлять
пациента беззащитным. Вместо этого предлагается обучать пациента
осознаванию присутствия собственного «панциря» в различных жизненных
ситуациях, как способу контроля эмоций и доступа к внутренним ресурсам.
В конечном итоге наряду с восстановлением ресурсного состояния
соответствующих мышц это приводит к укреплению или «пробуждению»
телесного Эго, гармонизация функций которого и служит главной целью
психокоррекционной работы. материал с сайта www.bodynamic.ru
|
|
|